История клуба "Вираж"
Эпиграф:
- Профессор! Вы верите в привидений?
- Нет! - ответил Профессор
и медленно растаял в воздухе:
Для любого здравомыслящего человека понятия “Горные лыжи” и “г. Пенза” вместе смотрятся абсурдно, но, если учесть, что их сочетание имеет уже свою историю, то с этим приходится смириться. Тем более, что первые в мире горнолыжные клубы и соревнования были организованы британцами: Ну, в общем, при чем здесь здравомыслие!
История - это незабываемые люди, история - это незабываемые события, даты, цифры, чувства - это наша жизнь…
При своём почти сорокалетнем горнолыжном стаже могу засвидетельствовать, что в пятидесятых годах прошлого века г. Пенза уже была горнолыжной (более ранние факты подтвердить не могу). И уровень развития горнолыжного спорта в эти годы был достаточно высок: было несколько команд (при спортобществах, учебных заведениях и, возможно, при предприятиях), проводились городские соревнования, были выезды на сборы и соревнования в Кировск и другие горнолыжные центры СССР. Когда и кем всё это было организовано сказать не могу, но, думаю, что без фамилии Проценко дело не обошлось (до строительства ПО “Старт” Проценко с довоенных лет создавал молибденовый комбинат в городе Тырнауз Кабардино-Балкарской АССР).
Горнолыжные соревнования проводились на горе “Барановка” (теперь - район Автодрома), на “Чёртовой” горе около телецентра: Кстати, трамплин на “Чёртовой” построили пленные немцы. Имена горнолыжных асов тех лет: Мария Жданёнкова, Лидия Сумерина, Лидия Дианова, бескомпромиссный, идущий по трассе к победе или на вылет боксёр Каштанов. В соревнованиях конца пятидесятых - начала шестидесятых участвовал и Валентин Клюев (на фото). Мария Жданёнкова. Кроме призовых мест на союзных соревнованиях могла сотворить на лыжах нечто, что и после не повторял (и не надо) никто: прыжки с трамплина с племянником на шее! Не в плуге по пологой “Просеке”, а с трамплина: Техника. Из того времени запомнились понятия “Христиания”, “Ведельн”, “Оп-тракен”, соперничество французской и австрийской школ катания, фотографии кумиров: Зайлера, Шранца, Килли. В начале семидесятых в Пензе можно было ещё увидеть исполнение поворота “Телемарк”, который возвращается теперь в современном, несколько театральном виде : Снаряжение. Тяжеленные лыжи из гиккори или более простенькие “Львы” и “Чемпионы” с такими же тяжеленными двойными кожаными ботинками, намертво прикручиваемыми с помощью сыромятных ремней (отстёгивающиеся крепления придумают позже:). Теперь на таких вряд ли можно пройти больше десятка метров склона - к хорошему привыкаешь быстро, а тогда и мукачёвские “Туристы” были за счастье. Кончилась эта эпоха в 1964 году, когда неподготовленная пензенская команда приехала во главе с Олегом Говорущенко на Спартакиаду народов СССР в Бакуриани и отказалась от боя. Всё было прекращено: и соревнования и секции и выезды - спортивные чиновники постановили, что Пенза не пригодна для развития горнолыжного спорта. В конце шестидесятых - начале семидесятых горные лыжи начали возрождаться стихийно - слава Богу, романтиками наша земля всегда была богата! Правда, очаг “культурных” горных лыж существовал в прыжковой секции Анатолия Козлова - горнолыжный тренинг был составляющей в его обучения прыгунов с трамплина. Ребята из его секции имели неплохое по тем временам снаряжение, ездили по сборам в Уфу, Пермь и Горький - видели, как люди катаются. Живая легенда из той команды - Анатолий Кавалевский - у него до сих пор в технике есть что-то из тех далёких лет:
А что наши романтики? Валентин Клюев, братья Небайкины, отец и сын Черкасовы, Анатолий Сивохин, Геннадий Исаев, Родмир Пикевич, Виктор Попов, Вячеслав Родионов, Лидия Сумерина, Виктор Чембулатов, Юрий Гужавин, Владимир Чистяков, Анатолий Котов, Николай Воронков, Геннадии Разживин, Люба Дубова, Ваш покорный слуга и ещё не более десятка фамилий - катались везде, где можно и нельзя (”Боевая гора” на месте злополучных “Русских гор” была поперёк перерезана забором - так вот практиковалось с этой горы, на скорости сквозь калитку, не видя идущего к калитке снизу:). Изобретали снаряжение (кто из сегодняшних горнолыжников видел самодельные крепления или канты), осваивали Приэльбрусье, помогая друг другу учились технике, но, всегда - катались весело! В воспоминаниях этого времени остались поезда “Снежинка” в Чаадаевку (тогда там развивали замеренные скорости более 90 км/час), кафе “Петушок”, залихватство Юрия Гужавина и ощущение родственности между всеми горнолыжниками. Гужавин (единственный в Пензе КМС по горным лыжам) - это не повторенный спуск на беговых лыжах между деревьев рядом с горой “Просека”, женские гамаши вместо эластиков и мудрые принципы в горных лыжах (которыми я пользуюсь до сих пор).
В середине семидесятых начался быстрый прирост горнолыжного населения г. Пензы: возникла горнолыжная ячейка на заводе “ТЭМ”, появилось много молодёжи: Слава Мальчевский, братья Крыловы и Сидоровы, Андрей Говорущенко, Таня Манило, Люда Шукалова. Первое “настоящее” снаряжение у Николая Черкасова (пластиковые ботинки “ALPINE”, лыжи “KESTLE”, крепления “МARKER”), а у остальных - кожаные ботинки с клипсами, польские “RUSY” длиной более 2 метров, крепления “КЛС”, попытка Геннадия Разживина установить подъёмник на горе “Просека”. (Тогда на Эльбрус выше “Кругозора” нужно было подниматься пешком, и в группе поднимающихся попадались бывшие эдельвейсовцы, несущие цветы к немецким захоронениям).
Конец семидесятых - восьмидесятые. Главное событие - установка администрацией области четырёх бугельных подъёмников на “Божей” горе и в районе посёлка Дубрава (гора “Ветерок”). На этой базе возникает клуб “Вираж” и начинает бурно развиваться спортивная и туристическая горнолыжная жизнь в городе. Формируется ядро клуба, которое тащит на себе эксплуатацию подъёмников, организует соревнования и Карнавалы, обучает горнолыжной технике и готовит выезды в горы. Только благодаря преданности горным лыжам, фантазии и большой работоспособности ядром клуба были созданы два горнолыжных стадиона (на горе “Ласточка” и в районе ТЭЦ на Западной Поляне), организована детская горнолыжная секция во Дворце Пионеров, организован ежегодный Карнавал (хотя первый - стихийный был проведён в 1976 году), проводились выезды в Приэльбрусье на т/б “Озон” и соревнования на Кубок города. Основной вес этих дел взяли на свои плечи Юра Клочков, Серёжа Брилевич, Серёжа Лачинов и Миша Кочетков. А мне довелось более десяти (своих самых счастливых) лет возглавлять эту команду.
Горнолыжный стадион “Аврора” в районе ТЭЦ состоял из бугельного подъёмника, домика - теплушки, освещения склона и так и не доделанной старт - финишной системы. Вечерние катания после работы в пяти минутах ходу от автобуса (как сейчас в московском “Канте”). Открытие в 1980 году для нашего клуба т/б “Озон” в посёлке Эльбрус позволил в течение одного зимнего сезона выезжать в горы по 30 - 60 человек. Что в жизни может сравниться с жизнью в горном отеле с твоими друзьями (а состав каждого заезда из года в год подбирался заранее). И тогда на очень непростом (думаю, самом сложном) склоне страны - горе Чегет, наши земляки смотрелись очень достойно - в десятке лучших.
Карнавал, организуемый с 1979 года, был сформирован как шоу именно тогда, в восьмидесятых, благодаря усилиям и фантазии всё той же команды. И заряд “бодрости”, заложенный в него тогда позволяет ему жить (пусть и в несколько изменённом виде), но и после исчезновения клуба “Вираж”. Из спортивных достижений необходимо вспомнить выезд в 1981 году команды клуба на открытое первенство города Горький (имеющего горнолыжные стадионы, настоящие спортивные команды и традиции). Тогда наши ребята на туристических “POLSPORT-ах” с ходу учились резаным поворотам и поворотам-”ножницами” у местных спортсменов, приехавших со сборов и катающихся на настоящих “FISCHER-ах”, “ROSSIGNOl-ях” и “ELAN-ах”, а потом - как мы “сделали” этих “настоящих” - вспомнить приятно!
Самыми яркими “звёздами” на горнолыжном “небосклоне” нашего города в этот период стали Володя Ветчинкин, Лёша Агапов, Маша Курташкина, Лёша Лачинов, Лёша Сергеев, Влад Макаров, Юра Юрьев и Лена Попова. Потом были два дипломированных тренера горнолыжного спорта и выезды (за свой счёт) на соревнования Российской Горнолыжной Любительской Лиги в города Жигулёвск, Самару, Челябинск, : (и потери: братья Лачиновы, Витя Чембулаков, Сева Галицкий, Саша Кондратьев, сёстры Пивкины :.). В середине девяностых клуб “Вираж” начал разваливаться - жизнь в стране уже не давала возможность его лидерам заниматься горнолыжными делами “для души”. В начале нового века жизнь в стране начала приходить к некоторому равновесию. Доступность горнолыжного снаряжения и международных горнолыжных центров высочайшего уровня, “досочная” и “карвинговая” революция привели к новому подъёму интереса к горным лыжам (сноуборд я не считаю чем-то сильно отдельным). Сегодня (если деньги позволяют) есть выбор: Самара, Урал, Кавказ, Альпы или Аляска, а там и Иву, может, достроят (хотя под Никольском и в Чаадаевке места куда покруче). Сегодня, по сравнению со стоимостью жилья, продуктов питания и лекарств горнолыжное снаряжение стоит недорого.
Создана Федерация горнолыжного спорта, вновь организована детская секция, в магазинах города продают горнолыжное снаряжение головокружительных брендов, ряды горнолыжников и сноубордистов ежегодно многократно увеличиваются, на склонах появляются вторые и третьи поколения Клюевых, Курташкиных, Небайкиных и Смирновых - жизнь идёт вперёд!
Помните, что большие горы начинаются в сердце, а история горных лыж в равнинном городе Пензе - продолжается!
С уважением,
М. Смирнов
smikon@yandex.ru
P.S. Чем, на мой взгляд, отличаются отношения к горным лыжам и среди горнолыжников сейчас и тогда, когда я начинал? Интерес переместился от техники катания к снаряжению и уровню сервиса. А отношение между лыжниками - много нас стало, да и жизнь растащила по достатку, - нет ощущения родственности.
М. Смир