Мой первый термик

Термический поток, термик — восходящий поток более теплого воздуха, образуемый, как правило, в результате различной степени прогрева участков земной поверхности. При умелом поведении внутри одного термического потока, пилот параплана может подняться на высоту до нескольких километров.

Дело обстояло в г.Городище… 26 июня 2010 года.

 

С самого утра еще ненароком по телевизору по гороскопу получил совет :)) «вы попадете в новый поток событий, не упустите свой шанс!»… тогда я еще не подозревал, что это будет именно термический поток :)))

Все происходило как обычно: все пилоты съезжались в одну точку. На поле вблизи г.Городище к 11 часам… До этого у меня уже было несколько затяжек метров на 200-300 максимум (штук 7-8), но в основном они все были учебными, в конце дня в «молоко», естественно когда не было такой сильной термический активности как в середине дня. Я до этого не знал, что такое войти в настоящий термик, обработать его и набрать высоту. Все это мне представлялось теоретически по учебным книжкам, по видео да по рассказам других пилотов…

На самой лебедке была своя очередность. Право первым взлететь давалось только владельцам этой лебедки, то есть так называемым «акционерам» (идейной группе, в принципе благодаря которой и появилась эта лебедочная система у нас в регионе). Так что я просто ждал своей очереди, которая как обычно в лучшем случае ожидала меня в конце летного дня, наслаждался полетами других пилотов, сидя в теньке под деревом.

Погода была изумительна. Жара +40. Большие красивые кучевые облака… с базой около полтора километра… приземный ветер 2-3 метра в секунду…

Где-то часам к 12 все те, кто приехал к 11 (4-5 пилотов), уже находились в небе. Затяжная команда ожидала прибытия оставшихся акционеров на летное место.

Все присутствующие пилоты улетели, на старте больше никого не осталось, было принято решение затянуть меня – самого обычного начинающего пилота, что называется в самое «пёрлово»… и тут я вспомнил этот утренний гороскоп :)

alt

Ни секунды не медля, начал раскладывать крыло на месте старта… осторожно проверяя и перепроверяя все ремни, пряжки на подвеске... застегнуты ли все карабины… лямку на шлеме… включил рацию… все было в порядке… перепроверил крыло, нет ли где перехлеста строп… поставил крыло, перепроверил, осторожно положил, прицепил к «подвеси» и стал ожидать, когда ко мне подъедет затяжная команда с лебедкой. Начинался легкий мандраж - обычное дело… :)

И вот подъехали ребята, пристегнули меня к тросу… РП спросил о готовности… Я еще раз перепроверил, все ли в порядке… Ответил: «Пилот готов!» – и РП дал команду на старт… Машина с лебедкой начала двигаться, разматывая трос… я вывел крыло в зенит... начал разбег. Тут оператор лебедки прибавил тяги, и я начал практически с места набирать высоту… все шло в обычном режиме… я постоянно смотрел на крыло и на лебедочный трос, держа крыло строго перпендикулярно положению троса, шел точно по курсу… это самые ответственные моменты во время затяжки на лебедке.. Нужно строго держать курс и не допускать уход влево или вправо, так как в таком случае можно сорвать крыло в «локаут», а это уже очень опасно… За всем этим наблюдает оператор лебедки, который регулирует тягу и соответственно подъем парапланериста, ни на секунду не отвлекаясь от процесса затяжки до полного ее завершения.

Был уговор каков? Я долетаю до конца поля, к этому времени уже поднабрав высоту к 300 метрам, а там уже в конце поля ожидает меня дежурный термик… Я в это не верил, так как за предыдущие затяжки на этом месте не было ни мельчайшего намека на какие-либо потоки... всегда и почти всегда меня ждал дежурный термик ровно посередине поля... с высотой около 150 метров. И в этот раз все шло именно по такому сценарию… Ровно на середине затяжки почувствовал хороший рывок и подъем. Я принял решение – пока я не вышел из зоны термика, моментально делать отцеп. Я в это время находился на высоте примерно 150 метров… Отцепившись, сразу заложил пологую спираль вправо… и дальше начал набирать высоту… Я был в термике… все происходило как-то мгновенно и быстро… но осознание того, что «я в термике», пришло именно тогда, когда я по ветру (вместе с этим большим столбом воздуха) пролетал над местом старта не потеряв ни метра высоты, а даже немного поднабрав… и тут я по рации услышал голос инструктора и рекомендацию о том, чтобы я и дальше выполнял этот маневр, так как ровно подо мной на самой земле разыгрался маленький смерч из пыли… а это на сто процентов говорило о том, что мой термик был достаточно мощным и массивным! Что уже говорило о том, что гарантированно меня унесет в небо, как на лифте :)

alt

Я все дальше начал набирать высоту… еще несколько мгновений и она увеличилась вдвое… угол леса, как мне казалось, на земле превратился в мелкую рощу:), передо мной открылась потрясающая панорама с высоты птичьего полета… Внизу виднелась трасса Москва-Самара… Она казалась такой маленькой лентой… а фуры, шедшие по ней, казались мелкими гусеницами, которые еле-еле тащатся… С каждым метром подъема дух захватывало все больше и больше… Потрясающее состояние полета… потихоньку в небе надо мной начала появляться легкая дымка, я даже сначала подумал, что это мои очки запотели. Сразу пришли мысли - неужели это уже облака?… но на самом деле мне до них было еще далеко… высота была, если на глаз, то выше где-то 700 метров… (вариометра с собой, к сожалению, не было). Так как это был мой первый опыт на такие летные дистанции… я не решился выходить из зоны Городищенского поля и близлежащих лесных массивов и принял решение развернуть крыло вдоль трассы и взять курс на Городище.

Через несколько мгновений ощутил хорошую болтанку – меня начало кошмарно трясти… из стороны в сторону… Это была граница термика…

alt

Сам термик – это восходящий поток, который подпитывается от пузырей воздуха, исходящих при испарении с земли и полей, которые с высотой объединяются в общие потоки, потихоньку приобретая форму большого огромного столба вращающегося воздуха, т.е. термика. И, как правило, это все заканчивается одним большим кучевым облаком… Самая важная задача – определить центр термика... ведь там поднимает быстрее всего. С самой большой скоростью… и эту зону эффективно использовать для подъема. В само облако влетать очень опасно. Поэтому все пилоты обычно остерегаются этого и уходят к краю облака или же применяют другие техники по сбросу высоты и снижению…

Вернемся к моему полету… Я подошел к границе термика. Меня начало трясти и колбасить… скажу я вам, было достаточно стрёмно проходить этот участок))), но самое «стремное» ждало меня еще впереди… когда я вышел из термика и сразу окунулся в нисходящий поток воздуха (это тот же воздух, но который идет не снизу вверх, а наоборот - сверху вниз) и по всей видимости, там были «минусы» достаточно хорошие… Я сразу почувствовал просадку и настолько сильную, что на доли секунды ощутил некую невесомость. Необычное ощущение… За этим мгновением сразу же последовал мощный рывок… Меня нехило дернуло и мое крыло клюнуло вперед, обгоняя меня… Я сразу среагировал и отловил этот момент клевантами (стропами управления). Погасил импульс… дальше положение крыла нормализовалось и я начал простое пилотирование с постепенным снижением… Следующий термик меня ожидал ориентировочно километра через два))) до которого я так и не долетел… Сразу после выхода из потока я почувствовал холод.. Сам термический поток был достаточно теплым.. и это-то понятно, но вот вне его зоны, на высоте свыше 700 метров, было достаточно прохладно… несмотря на то что у земли было 40 градусов жары… Небось сами помните какое аномальное лето у нас было в 2010 году :)

Постепенно планируя и снижаясь, я шел ровно над трассой… даже было видно, как мне из машин махали руками какие-то люди.. непонятно чему радуясь))) но самая настоящая радость была у меня внутри…

alt

Наконец то я понял, что такое термик… ощутил все его прелести и опасности… все сразу стало понятно - вся эта теория, которой я сам себя пичкал и все эти рассказы других пилотов … и уже конкретно то, в каком направлении необходимо было дальше изучать небо…

Приземлился я, немного не долетев до старта – где-то около километра. В поле… По рации отрапортовал, что со мной все в порядке и что сел отлично.

Комментарии

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
Защита от роботов